Новая наука о духе

Идея о том, что можно передавать целительную энергию через молитву или исцеляться через веру или ритуал, может на первый взгляд завести нас далеко и вернуть к донаучному прошлому. В самом деле, одно из важнейших достижений западной науки состоит в том, что она избавила наш культурный этнос от так называемых суеверий и заменила его научной традицией, основанной на наблюдаемом и воспроизводимом естественном феномене.

Новая наука о духе


Современные ученые собирают наблюдения о природе, формируют гипотезу и подвергают ее проверке экспериментом. Западная наука разработала критерии доказательств. Чтобы что-то доказать, результаты исследований должны быть закономерными, они должны иметь биологический и житейский смысл, необходимо, чтобы их можно было перепроверить исходя из разных критериев. Если гипотеза выдерживает испытание за испытанием, тогда можно говорить о теории. Если теория выдерживает целый ряд испытаний, мы начинаем собирать факты, достаточные, чтобы образовалось доказательство. И только тогда мы начинаем верить.

В далекие времена любой человек мог оправдать естественное происшествие, убеждая других, что та или иная сила ответственна за него. Короли или королевы могли как угодно жестоко обращаться со своими подданными на основании того, что такова воля Божья. Священные войны велись против так называемых неверных — людей, которые не верили в официальную доктрину «истины»,. — для таких войн не требовались доказательства. Если вы не принимали эту доктрину, вас могли пытать, сжечь на костре или обезглавить. Невыразимо жестокие преступления совершались во имя веры. Безусловно, эта несправедливая ситуация достигла апогея в во времена Средневековья, когда научный прогресс полностью остановился. Испанская инквизиция, «охота на ведьм» и прочие ужасающие жестокости были прямыми последствиями суеверий, ведущих к злоупотреблению властью без требования доказательств.

Западный научный подход стал спасением от этого хаоса безумия. Когда он есть, то, если вы хотите заявить о чем-то, вам предстоит пройти определенный путь, чтобы собрать доказательства, подтверждающие ваше заявление. Этот подход сослужил нам добрую службу и привел к невероятному научному прогрессу. Научный метод претерпел глубокую трансформацию. С развитием теории статистической вероятности мы получили метод выверки вероятности. Мы даже разработали так называемые интервалы уверенности, статистические методы, которые позволяют нам заявлять с уверенность 95—97,5%, что результат исследования правилен и не подлежит пересмотру. Отказаться от этих методов означает встать на скользкую дорогу, ведущую назад, в Средние века.

Так куда же мы придем с этим телеологическим контуром западного научного прогресса? Назад, к началу. Теперь у нас есть научные и статистические инструменты, благодаря которым мы можем судить, действенна или нет та или иная старая целительная практика, известная на Западе как исцеляющая молитва, китайцам — как «киджонг», а жителям Окинавы — как «агвэн». Это не популяризация науки. Когда-то оклеветанное, изучение религии и ее воздействия на здоровье стало широко распространенным, причем трактаты на эту тему уже опубликованы такими столпами медицинской науки, как Всемирная организация здравоохранения и Национальный институт душевного здоровья. Рост активности в этой области отражает и увеличение числа спонсируемых различными фондами исследований. Национальными институтами здоровья разработано несколько научных проектов, задача которых — исследовать связь между религией и здоровьем. Национальный институт старения также занимается изучением роли религии и духовности в старении и здоровье. Все это свидетельствует о возрастающем признании важности духовных или религиозных практик и убеждений и их положительном воздействии на здоровье и психологическое благополучие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *