В многоквартирных домах 90-х годов постройки, где в основном выше 6 этажей, установлены по одному, лифт присутствует в доме один, и ломается гораздо чаще, чем в домах поздней постройки. Совсем неприятная ситуация когда лифт ломается в самый ненужный момент, а иногда и на целые выходные. Поэтому хочется разобраться и восстановить справедливость, если лифт не работает, можно ли не платить за его обслуживание?
Как быстро и кто должен отремонтировать лифт?
Так как лифт – один из видов инженерного оборудования МКД и входит в состав общего имущества, управляющая организация обязана обеспечить его надлежащую эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт.
К лифтам предъявляются Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491.
Если лифт застрял с человеком внутри, то время эвакуации составляет 30 минут после подачи сигнала в диспетчерскую согласно п. 7.4.3 ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации». Если лифт застрял без людей, то предельные сроки устранения неисправностей при выполнении внепланового (непредвиденного) текущего ремонта неисправностей лифта составляют 1 сутки, то есть 24 часа, согласно приложению №2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 №170.
Можно ли получить перерасчет за неработающий лифт?
Прежде всего, для решения проблемы необходимо руководствоваться нормативно-правовыми документами и судебной практикой: такими как постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее – Правила изменения размера платы)».
В соответствии с пунктом 7 Правил изменения размера платы собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы в управляющую компанию.
Таким образом, если лифт сломался больше чем на 24 часа (например, 50 часов), перерасчет возможен на оставшиеся часы (в нашем примере, 50-24=26 часов) по письменному или устному заявлению в управляющую компанию. В основном управляющие компании сами делают перерасчет.
Но судебная практика дает и пример того, когда лифт не работал для устранения дефектов работы лифта. 17.08.2017 Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в Определении по делу № 33-14512/2017 отказала Истице в перерасчете платы за содержание и ремонт за три месяца, пока лифт находился на ремонте, так как управляющая компания исполняла обязанности по содержанию общего имущества.