Кто задавит Яндекс Такси?

Китаец выглядывает из китайского такси

Выход Яндекса на рынок такси выдавил с рынка множество мелких игроков. А после объединения с Uber желтые автомобили с логотипом Яндекса заполонили улицы крупнейших городов России. Консолидация рынка в 2020 году только продолжилась. Тот же Яндекс пытается выкупить «Везёт» несмотря на все преткновения со стороны Федеральной антимонопольной службы. И всем понятно, что рано или поздно в полной мере или частично, но он своего добьется.

Что с рынком такси случилось в 2020 году?


Работа в такси оказалась одной из самых востребованных в 2020 году. Население из-за пандемии стало меньше пользоваться общественным транспортом, а резкое увеличение онлайн-торговли привело к тому, что посылки стали доставлять тоже таксисты.

При этом череда сокращений весной и летом 2020 года позволила прийти на рынок целой группе новичков водителей, которые еще не определились где им работать. Им тяжело оценить, чем работа водителем в Яндекс.Такси отличается от аналогичной в сбербанковском Ситимобил. Большое количество нюансов, странная система поощрений заставила таксистов перебегать из одной компании в другую.

Почему консолидация рынка это плохо?

С одной стороны, чем меньше компаний на рынке такси, тем проще наладить контроль за ними со стороны налоговой. Да и следить за качеством автомобилей, опытом и навыками водителей тоже гораздо проще. У крупных игроков выстроена система – чем хуже тебя оценивают клиенты, тем меньше заказов ты получаешь. А клиентам зачастую не нравится плохое состояние авто, неадекватное поведение водителя, опасное вождение.

С другой стороны, устоявшаяся система комиссии, которую забирает агрегатор в 15-20% заставляет водителей зачастую перерабатывать на 4 часа в день, практически без выходных. А как иначе, если он взял машину в аренду для работы в такси, а дома жена с маленьким ребенком и ипотека на 30 лет.

Консолидация рынка приводит к ситуации если не сговора, то некого паритета условий, при котором доля каждого агрегатора примерно стабильна. В результате у водителей нет реального смысла бегать от одного парка такси к другому, потому что там будет все то же самое.

Кто задавит Яндекс.Такси?

Яндекс победил Uber, практически купил «Везёт». Сбербанк вливающий кучу бабла сможет остановить это? Вряд ли, иначе они крайне агрессивно пытались бы нарастить свою долю рынка. Единственным сильным игроком на рынке мог стать и возможно скоро станет китайский DiDi.

Эта компания зашла в Казани и еще нескольких городах России в августе 2020 года, переманив команду российского Uber. У себя на родине в Китае они смогли задавить всех конкурентов за счет крайне низкой комиссии – всего 5%. Это должно было позволить очень быстро подмять под себя 15-20% рынка, но не срослось.

Китайцы заходили к нам на рынок не напрямую, а через российских партнеров. Но те не смогли решить проблемы с властями в некоторых регионах – DiDi просто не разрешили там работать. Есть и много других проблем:

  • Приложение агрегатора достаточно быстро взломали
  • Работа с картами Goggle Maps – в России они значительно уступают Яндекс.Картам
  • Значительное преимущество в условиях для брендированных авто
  • Большое количество дальних заказов, которые обнуляют весь заработок от поездки

Основной вопрос, который сейчас заботит DiDi – решение проблем с региональными властями и законодательное регулирование рынка такси. На текущий момент идет вопрос обсуждения в Государственной Думе и до решения этого вопроса китайцы остановили продвижение на рынке. Однако с комиссией в 5%, они смогут очень быстро развернуться в России, если решать вышеупомянутые проблемы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *